Инструкция по установке и подключению биксенона в автомобиле
В силу конструктивных особенностей газоразрядные источники света, к которым относится и ксенон, не меняют яркость свечения. Но специалисты нашли выход, создав биксеноновые лампы. Они популярны у автолюбителей. В этой статье мы выясним, возможна ли установка биксенона на автомобиль своими руками.
Пошаговая инструкция
Установить биксенон можно почти на любой автомобиль, в фарах которого дальний и ближний свет совмещены (галогенная лампа Н4). Исключение – модели с не очень глубокими фарами. В них биксенон не влезет – упрётся в стекло. Для примера мы установим биксеноновые лампы в фары «Шевроле Авео».
Определяем, можно ли устанавливать ксеноновые лампы в фары
По поводу влезет/не влезет мы уже говорили. Но пока не начнешь устанавливать, не угадаешь. Определимся по ходу действия. По посадочному месту биксенон ставится в любую фару, в которой установлен галоген Н4. Теперь по поводу можно/нельзя с точки зрения закона. Согласно существующим нормам в фары допустимо устанавливать только лампы, предназначенные именно для них. То есть если фары не рассчитаны на ксенон (биксенон), применять его нельзя.
В «Шевроле», в который мы собираемся ставить биксенон, стоял галоген. Значит, использовать ксенон нельзя? Не факт. Существуют фары, которые допускают установку и галогена, и ксенона. В основном это изделия японских производителей. А что у нас за фара и для каких типов ламп она предназначена, можно выяснить по маркировке, описанной в статье «Расшифровка обозначений в маркировке фар под ксенон и не только».
Процесс установки
В фарах «Шевроле Авео» даже заменить лампочку проблемно – тут воздухоочиститель мешает, там аккумулятор. Проще открутить два болта и снять фару. Отворачиваем, снимаем. Кому лень, тот обдирает руки о внутренности моторного отсека.
Снимаем фару
Отключаем провода корректора, питания лампы головного света и указателя поворотов.
Отключаем фару от бортовой сети
Снимаем резиновый пыльник. При этом запоминаем, в какую сторону смотрят сапуны – два отверстия для отвода конденсата из фары. Они должны быть направлены вниз, когда фара стоит на автомобиле.
Снимаем пыльник
Отжимаем фиксирующую пружину и вынимаем штатную лампу.
Отжимаем пружину, снимаем лампу
Снимаем с биксеноновой лампы металлический экран. Для этого проворачиваем его относительно лампы против часовой стрелки.
Важно! Снимая экран, не касаемся колбы лампочки руками. Если коснулись, протираем спиртом. В противном случае лампа сгорит сразу после включения из-за локального перегрева.
Снимаем с лампы экран
Возвращаем экран на место ранее стоявшей лампочки, чтобы окно в нём было вверху фары, когда она будет установлена на автомобиль. Фиксируем экран пружиной, которая ранее держала лампочку.
Устанавливаем экран, фиксируем его пружиной
Надеваем на место пыльник (сапунами вниз). Натягиваем края отверстия пыльника на юбку экрана.
Установка пыльника
Возвращаем на место лампу с электромагнитным механизмом и фиксируем её в экране поворотом по часовой стрелке.
Лампа установлена
Важно! Лампа должна быть металлической шторкой вниз, когда фара будет стоять на автомобиле. Большое окно в экране, как мы помним, смотрит вверх.
Эта шторка должна смотреть вниз
Устанавливаем фары на место и идём в следующий раздел выяснять, как подключить установленный нами биксенон.
Схема подключения
В комплекте с лампой и блоком розжига идет проводка, так что подключение проблемы не составит, поскольку все разъёмы разные – перепутать их невозможно. Но на схему подключения биксенона стоит взглянуть. Подключаем и переходим к проверке работоспособности.
Схема подключения биксенона
Перед тем как включать и любоваться, проверяем, правильно ли установлен диод в разъёме. На схеме он помечен стрелкой. Диод должен быть установлен так, как указано – катодом на средний контакт разъёма подключения к бортовой сети. Если комплект предназначался для установки на автомобили с плюсом на кузове, диод будет стоять наоборот. Вынимаем, переворачиваем, вставляем на место.
Отличия ксенона от биксенона
Разберемся, что такое биксенон и чем он отличается от ксенона. Ксеноновая лампа представляет собой колбу с двумя электродами, заполненную специальным газовым составом – инертным газом с добавлением ртути и ксеноном (отсюда и название). Эта колба, называемая горелкой, помещена ещё в одну, играющую роль защиты и термоса. Всё это оснащается цоколем того или иного типа. То есть, по сути, обычная лампочка. Включили – светит.
Ксеноновая лампа
Яркость ксеноновая лампа в силу принципа работы менять не может. Если мы её вставим в фару дальнего света, будет дальний. Ближнего – ближний. Двухколбовых ксеноновых лампочек по аналогии с двухспиральными галогенными не бывает.
Лампа биксенон – это сложная электромеханическая конструкция из обычной ксеноновой лампы и механизма, позволяющего ей работать в двух режимах – дальнего и ближнего света.
Биксеноновая лампа
В обычном состоянии благодаря металлическому экрану специальной конфигурации, отсекающему часть светового потока, мы имеем лампочку ближнего света. Дополнительно у конструкции есть специальный электромагнитный механизм. Если мы его активируем, то лампа немного сдвинется (обычно втягивается, иногда наклоняется). В результате горелка, излучающая свет, выйдет за пределы шторки, до этого перекрывавшей часть светового потока. Мы получим лампочку дальнего света.
Электромагнитом сдвигаем горелку лампы за пределы шторкиВ некоторых биксеноновых конструкциях сдвигается не лампа, а шторка. Но суть от этого не меняется – освобождается дополнительная часть светового потока, и света, излучаемого фарой, становится больше. Таким образом, в режиме ближнего света лампочка светит так же, просто часть светового потока отсекается экраном.
Биксенон и биксеноновые линзы — что и для чего нужно
Теперь поговорим о биксеноновых линзах (билинзах). Их нередко путают с биксеноновыми лампами. Такая линза – это биксеноновая лампа но… без лампы. Один механизм, зато с линзой. По сути, это фара с оптической системой и механизмом, обеспечивающим дальний и ближний свет при установке в неё обычной ксенонки. Правда, «фара» эта не имеет корпуса. Но её можно встроить практически в любой корпус фары и получить полноценный ксеноновый источник дальнего и ближнего света с одной лампой.
Внешний вид билинзы
Переход с дальнего на ближний в такой линзе производится тем же электромагнитом, управляющим подвижной шторкой, отсекающей часть светового потока.
Конструкция билинзы
На рисунке цифрами обозначены:
- – шторка, управляющаяся электромагнитом;
- – механизм привода шторки дальний/ближний;
- – лампа.
В такой конструкции при включении ближнего света шторкой перекрывается не горелка, а нижняя часть пучка, отраженного рефлектором света. Благодаря линзе, переворачивающей световой поток, верхняя часть света фары отсекается.
Принцип работы биксеноновой линзы
Что дает билинза и чем она лучше биксеноновых и обычных ксеноновых ламп?
- Если сгорит биксеноновая лампа, конструкцию придётся покупать целиком. С линзой достаточно приобрести обычную лампу. Это дешевле и быстро окупится.
- Отпадает необходимость в отдельных блоках (фарах) дальнего и ближнего света и в постоянной покупке дополнительного комплекта лампочек взамен сгоревших.
- Можно использовать штатные фары, просто вставив в них биксеноновые линзы на место штатной двухспиральной лампы Н4.
Полезно! Обычно в устройство устанавливается ксеноновая лампочка D2S с цоколем P32d-2. Подробнее о выборе ламп для билинзы можно прочитать в статье «Какой ксенон лучше ставить в линзы».
Законно ли это
Насколько законна установка биксеноновых ламп и линз? Ездить с ксеноном не запрещено, но фара, в которую мы ставим такую лампу, должна быть предназначена именно для этой лампочки и иметь сертификат, разрешающий её (фары) использование в нашей стране. Дополнительно фары должны быть «заточены» именно под вашу модель автомобиля. Ставить на «Самару» фары от ЗИЛа, пусть даже сертифицированные и с нужными лампами, нельзя.
Если ваша модель снята с производства, то можно установить фары от «соседней» модели автомобиля той же марки.
Теперь о линзах. Тут все примерно так же. Если мы самовольно воткнем билинзы, пусть и сертифицированные, в обычные фары, то получим проблему и с законом, и с водителями встречного транспорта. Фара, как и в первом случае, должна быть «заточена» под эти линзы и иметь сертификат. Более подробно о законах, регламентирующих использование ламп и линз, написано в статье «Можно ли ездить с ксеноном по закону – штрафы, лишение прав».
Какой биксенон лучше
И в заключение пару слов о выборе биксенона. Каким он бывает и какой лучше? Начнем с самого важного параметра – цветовой температуры. Она измеряется в кельвинах (К) и иногда называется температурой свечения. Характеризует оттенок белого света. Чем температура выше, тем в свете больше синих, холодных оттенков. Чем ниже, тем свет теплее, в нем преобладает жёлто-красный.
Визуальное восприятие света ламп с разной цветовой температурой
Цветовая температура не имеет отношения к той температуре, к которой мы привыкли – холодно/горячо. В первом случае это оттенок белого, во втором – температура нагрева.
Какая температура лучше? Оптимальной для фар головного света считается 4 300 К и 5 000 К. Первая характеризуется едва заметным желтоватым оттенком, вторая – белым дневным светом. Обе обеспечивают хорошую видимость и не утомляют. 6 000 К освещает (визуально, конечно, но нас интересует именно это) хуже. Её обычно ставят для красоты. Тем не менее такая температура терпима.
Что касается 8 000К, с таким светом ездить практически невозможно – плохая видимость, быстрая утомляемость. Зато как понтово! Правда, понты закончатся у первого столба или, что ещё хуже, с первой встречной машиной. Желтый (3 000К) подходит лишь для противотуманного света, но для этого существуют ПТФ.
Второй критерий выбора – производитель. Лампочки именитых фирм качественные, но дорогие. Китайский ноунейм (а не сертифицированная продукция нормальных компаний) стоит недорого, но нет гарантии, что он не сгорит при первом включении. А если не сгорит, то не факт, что характеристики безымянных ламп соответствуют заявленным. Лучше обратить внимание на золотую середину – бренды известные, но еще не зазвездившиеся.
Кроме бренда смотрят на ценовую категорию. Практически все производители выпускают как бюджетный вариант, так и премиум. Первые имеют более скромные характеристики, но если бренд проверенный, то лампочки будут вполне качественными, а реальные характеристики – соответствовать заявленным.
Ниже мы приведем рейтинг биксеноновых комплектов (2 лампы+2 блока розжига), составленный по отзывам российских автолюбителей.
Рейтинг биксеноновых комплектов
Место | Фото | Модель | Производитель | Цоколь | Цветовая температура, К | Мощность, Вт | Световой поток, лм | Срок службы, ч | Цена, руб. | Купить |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 |
|
Light Slim Line | MTF Light | Н13 | 4 300 | 35 | 3 200 | 2 000 | 8 300 | Я.Маркет |
2 |
|
SUPER SLIM | SHO-ME | Н13 | 4 300 | 35 | 2 600 | 2 000 | 3 500 | Я.МаркетAliexpress |
3 |
|
Digital Ultra Slim | APP | Н13 | 4 300 | 35 | 2 800 | 2 000 | 5 500 | Я.МаркетAliexpress |
4 |
|
Slim | MTF Light | Н13 | 4 300 | 35 | 3 200 | 3 000 | 8 500 | Я.Маркет |
5 |
|
SHO-ME H13 | SHO-ME | Н4 | 5 000 | 35 | 2 600 | 2 000 | 4 080 | Я.Маркет |
6 |
|
Silverstone F1 | Silverstone | Н4 | 6 000 | 35 | 2 600 | 2 000 | 2 970 | Я.Маркет |
7 |
|
SUPER SLIM | SHO-ME | Н13 | 5 000 | 35 | 2 600 | 2 000 | 3 500 | Я.Маркет |
8 |
|
ARX-202 | Optima | Н13 | 3 000 | 35 | 2 400 | 3 000 | 5 300 | Я.Маркет |
Вот и все, что мы хотели рассказать о биксеноне. Теперь вы знаете, что это такое, как работает и чем отличается от обычного ксенона. Надеемся, что после прочтения статьи самостоятельно выбрать и установить биксеноновые лампы на автомобиль для вас не будет проблемой.
Комментарии закрыты, но трэкбэки и Pingbacks открыты.